idea man light bulb

Можно ли творчество поставить на поток, стабильно получая отличный продукт? Важно, чтобы он ещё строго соответствовал заданным параметрам как на конвейере. Ответ на вопрос не так очевиден. С одной стороны есть яркий пример американской индустрии кино, в которой творческая мысль огромного числа профессионалов работает как печатный станок по производству фильмов разного калибра. С другой — всё ещё существует устойчивое и распространённое мнение о том, что результат творческой деятельности — товар штучный и индивидуальный, иногда даже непредсказуемый. Было бы здорово, если бы вдохновение появлялось по желанию. Креативность не зависела бы от неблагоприятных обстоятельств и стала бы величиной постоянной и ожидаемой. Но в нашей с вами реальности живёт краказябра под названием «кризис», она же «рутина». Вам знаком этот зверь в виде творческого ступора, когда старые проверенные форматы потеряли актуальность, а новые пока не готовы сдаться в плен без боя? Ощущения, связанные с этим, угнетают и только усугубляют ситуацию. Получается эффект «положительной обратной связи». Положительно здесь только то, что неприятные ощущения «приплюсовываются» к уже имеющимся — по принципу снежного кома, катящегося с горы. В общем — трындец, как говорят дизайнеры.

Но, оказывается, есть действенные способы для преодоления состояния инерции. И доступны они каждому. С этой статьи я начну серию публикаций о творческих техниках. Это различные по сложности мыслительные приёмы, с помощью которых можно эффективно организовать поток своего сознания и добиться качественно нового результата. Фокус состоит в том, что получается сократить время на его поиски, взглянув на задачу под другим углом зрения. Да и результатов может быть больше, чем один. Есть синонимы словосочетанию «творческие техники», самые распространённые из них, это: «эвристика», «креативные техники», «методы психологической активации творческого мышления», «техники или методы генерации идей». Терминология разная, но назначение у всех одно — стимулировать скорейшее создание чего-то нового, оригинального либо решить какую-то проблему. Используют техники, наверное, везде: от графического дизайна до космической отрасли. Мне ближе графический дизайн, поэтому мы будем обсуждать способы, которые к нему применимы.

Скажу прямо — я за естественный «майндбилдинг», так как только он даёт наилучший и, что самое важное, — продолжительный результат. Вполне достаточно «законных» и относительно безвредных способов повысить свою креативность с помощью «натуральной химии» — как раз об этом одна из моих предыдущих публикаций «Творческая пища».

Начну со своего собственного метода воздействия на музу. Конечно, он такой же «мой собственный» как и Ваш. Поясню. Никакого «велосипеда» мне изобретать не пришлось, я его просто адаптировал под свои требования. Да и особого секрета в этом методе нет. Работая по специальности, я накапливал опыт, общался с коллегами, наблюдал за их работой, читал различные источники в сети, книги и сравнивал всю эту информацию с тем, что знал раньше. В результате суммарный опыт оформился в систему, которой я пользуюсь и стараюсь улучшить. Метод не будет откровением для «матёрых» художников, дизайнеров, да и вообще творчески одарённых людей. Скорее всего, бывалые креативщики пользуются похожими наработками, возможно даже более совершенными. Но так как немногие горят желанием раскрыть секреты личных «ноу-хау», буду одним из этих немногих. Всё же надеюсь, в чём-то мой опыт будет полезен каждому.

Чтобы лучше понять технику, разберём её на «запчасти», вспомним детство (не знаю как у кого, в моём детстве игрушки, будильники и прочие механические устройства ожидала только такая участь). Рассмотрим два простых и очень известных способа получить творческий результат: «метод перебора вариантов» и «метод копирования».

idea man light bulb conveyor

Первый способ — метод перебора вариантов — древнейший и самый распространённый из всех остальных. Человечество уже и не помнит как давно его применяет. Им пользовался каждый хотя бы раз в жизни, при этом не задумываясь, что «это» может быть каким-то методом или креативной техникой и что вообще «это» как-то называется. Видимо, он встроен в человеческую ДНК. Шучу. Другие названия техники: «метод проб и ошибок», «метод научного тыка», «метод случайного поиска» и, возможно, — «старый дедовский способ» (если Вы слышите подобную фразу, то, скорее всего, она о методе перебора; про «грабли» — не знаю, ещё не решил). Достоинство у этой техники только одно — она проста. Но, если взглянуть на неё с точки зрения эффективности, техника перебора вариантов — очень трудоёмкий способ получить желаемый результат. Вспомните байку про создание лампочки Ильча Эдисоном. Этому трудолюбивому изобретателю пришлось испробовать тысячи материалов в качестве нити накаливания, прежде чем он наткнулся на вольфрам! Не советую идти по его пути. Недостаток этой техники очевиден — слишком она дорогая.

Описание техники



название: «метод перебора вариантов»;

синонимы: «эмпирический метод», «метод проб и ошибок», «метод случайного поиска», «метод научного тыка», «старый дедовский способ»;

положенный в основу принцип: бессистемный (хаотичный) поиск решения на основе ограниченных знаний и опыта;

достоинства: прост в использовании и доступен даже шимпанзе;

недостатки: трудоёмок, дорог по времени и ресурсам, неэффективен для поиска оригинальных идей;

классический пример: изобретение лампы накаливания Эдисоном;

применение: эффективен в случаях, которые требуют простых и быстрых решений с ограниченным количеством исходных вариантов;

комментарий: для повышения эффективности техники есть смысл систематизировать поиск решения, введя критерии поиска (т. е. его соответствие требованиям и ограничениям); бессистемно метод работает по принципу: «мусор на входе — мусор на выходе» («GIGO» — фраза из информатики).


idea man heart shaped light bulb

Другой старейший способ получить относительно быстрый результат — скопировать уже существующее. Синонимы техники копирования: «метод переноса», аналогия, подражание, мимикрия, плагиат и … воровство. С этой техникой не всё так однозначно как кажется на первый взгляд. С одной стороны, нет ничего проще, чем взять и «стырить» чужую идею, над обдумыванием которой кто-то уже потрудился. С другой стороны, известно, что все великие античные мастера живописи (да и не только они) прежде чем стать великими, копировали других великих, но ещё более старых столпов искусства. Чтобы научиться чему-то выдающемуся, современные художники применяют этот проверенный веками способ не хуже древних живописцев. Прежде чем найти свой собственный неподражаемый стиль, мы пользуемся тем, что «подсмотрели» у других. Но это всё-таки не прямое копирование, а копирование с элементами синтеза — пропусканием через своё сознание чужого видения. В результате иногда получается нечто новое, оригинальное. Но используя подражание в чистом виде, такой фокус не получится. Недостаток «натурального копирования» очевиден — инновации невозможны.

Пример инновационного способа копирования — «бионика» или «биомиметика». Этими терминами называется наука, в основе которой лежит принцип копирования идей у живой природы. Она бесконечно мудра или даже гениальна в своих разнообразных творениях. Однажды это поняли учёные, изобретатели и конструкторы. Видимо, самые наблюдательные и любознательные из них прозрели, увидев примеры идеальных естественных механических устройств и систем. Стало очевидно, что лучшей инженерии, чем та, которая есть в животном и растительном мире, трудно придумать. Я не буду говорить об очевидных бионических изобретениях человека — о самолётах. И Вы можете не напрягаться по поводу того, откуда появилась идея липучек на обуви и одежде или продолжать думать, что Эйфелева башня в Париже — продукт инженерного гения только её создателя. Однако факт остаётся фактом — идеи всех этих изобретений были взяты у природы.

Что касается графического дизайна, с ним всё проще. Художники всегда искали вдохновения в естественном — в разнообразии цветов и оттенков, в игре света и тени, в изяществе форм, в фактуре, и их взаимном влиянии друг на друга. Нас всегда учили — и это основное правило — «подсматривать» у природы, так как она — самый богатый источник творческих идей. При этом никто никогда не пытался назвать результат такого подсматривания плагиатом.

Описание техники



название: «метод копирования»;

синонимы: «метод переноса», аналогия, подражание, мимикрия, плагиат;

положенный в основу принцип: простая адаптация чужих идей под свои требования;

достоинства: прост в применении — «увидел — понял — применил»;

недостатки: неэффективен для поиска оригинальных идей (обязательно обратите внимание на постскриптум);

классический пример: «социальные сети» — если у кого-то появляется успешная бизнес-модель, ею сразу начинают пользоваться другие;

применение: эффективен для быстрого решения вопросов без претензий на оригинальность; используется повсеместно как способ «игры на стереотипах»;

комментарий: для повышения эффективности техники в ней нужен элемент синтеза, который поможет дать на выходе инновацию.



На этом я закончу первую часть о творческих техниках. В следующей публикации «Вдохновение по требованию. Часть 2» мы потратим время на подробный обзор достаточно известных, проверенных временем и эффективных методов генерации новых идей — «мозговой штурм» и «творческий метод Уолта Диснея». Предлагаю Вам оценить этот текст и выразить своё отношение к творческим техникам (инструменты для голосования представлены ниже).

P. S. В моей новой публикации «Мультитрекинг против ловушек мышления», в которой сделан краткий обзор книги Чипа и Дэна Хиз «Ловушки мышления», и связанной с творческими техниками, я нашёл нужный «элемент синтеза», превращающий метод аналогии в инструмент для инноваций.





1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (голосов: 2, средний балл: 5,00 из 5 возможных)
Загрузка...

Загрузка ... Загрузка ...



  1. Наталья:

    Да, совсем забыла, послушайте аудиозапись программы Данилина «Прорыв в гениальность». Очень хорошо слушать на ночь, перед сном. Всего хорошего!

  2. Наталья:

    Ув. Сергей! Меня зовут Наталья, я из Евпатории. Мне очень понравились методики поиска новых идей. Я сама недавно назвалась художником, на Ваш сайт забрела случайно. Спасибо за ваше неравнодушие и помощь творческим людям. Успехов в делах!

Вы можете повлиять на содержание сайта. Оставьте свой комментарий: