Продолжаю публикацию о вечной любви к музе и дружбе с ней для творческих людей, занятых в области графического дизайна. Это вторая часть, первая находится на странице «Вдохновение по требованию».
Познакомимся с двумя известными и эффективными методами поиска новых и оригинальных идей. Начнём с метода мозгового штурма. Нет смысла дублировать существующие в сети его описания. Ближайшее доступное можно найти, например, в Википедии («Метод мозгового штурма»), где оно изложено достаточно подробно. Полезнее будет разобраться с тем, как применять метод художнику или дизайнеру на практике. В чём отличие такого применения? В классическом виде метод мозгового штурма придуман для групповой, коллективной работы. Рекомендумое количество участников — от 4 до 8, максимум до 12 человек. И в этом может быть проблема.
Придумывать идеи иногда приходится самостоятельно, без помощи коллег. Как же пользоваться методом мозгового штурма самому? Об этом уже подумал в своё время один очень творческий человек — Уолт Дисней! Не то чтобы он хотел адаптировать мозговой штурм для индивидуальной работы — конечно же, великий мультипликатор пришёл к своим креативным принципам самостоятельно. А вот систематизировал их и оформил в методику другой творческий человек в области НЛП (нейролингвистического программирования), — Роберт Дилтс, изучив жизнь Уолта Диснея. В историю стратегия креативного подхода к работе вошла вместе с именем «родного» автора под названием «творческий метод Уолта Диснея». С методом мозгового штурма у них много общего — порядок организации мыслительной деятельности по сути один и тот же. Разберёмся, рассмотрев таблицу ниже:
фазы | цели обеих методик | метод мозгового штурма | метод Уолта Диснея |
---|---|---|---|
первая | поставить задачу, обозначить критерии и ограничения | «Постановка задачи» | «Нейтральный наблюдатель» |
вторая | придумать как можно большее количество идей, в том числе самых нелепых, абсурдных; критика запрещена, главное — количество | «Свободная генерация идей» | «Мечтатель» |
третья | качественная оценка идей; требуется определить пригодность каждой из них для воплощения, отобрать самые удачные | «Отбор и критика идей» | «Реалист» и «Критик» |
четвёртая | подвести итог работы, определить, решена ли задача | «Подведение итогов» | «Нейтральный наблюдатель» |
Единственное отличие творческих техник в том, что третья фаза метода Уолта Диснея делится ещё на две важные последовательные фазы: сначала каждую идею рассматривает «Реалист», пытаясь представить, каким образом она может быть осуществлена на практике, а затем уже «Критик» ищет в результатах слабые места.
И одна и другая схемы могут использоваться как в группе, так и индивидуально. Но в методе Уолта Диснея есть нюанс, который позволяет применять его технику более эффективно. (Хотя, никто не запрещает перенести этот нюанс в мозговой штурм. В конце концов, не так важно название, как сама суть методик.) И вы это должны были заметить — фазы метода Уолта Диснея разделяются строго по ролям. А роли это ни что иное как психологические установки, которые делают серьёзный подход к решению задачи очень интересной игрой. Нужно всего-то представить себя сначала «Нейтральным наблюдателем», затем вспомнить детство и войти в роль «Мечтателя». После нужно сменить внутреннее состояние на повзрослевшего «Реалиста» и следом же на «Критика» в виде родителя. А в конце снова снизойти до спокойного и рационального состояния. Вам это что-то напоминает? Да — для творческих, художественных натур это очень знакомый и подходящий способ придумывать новые идеи!
Рассмотрим техники детально. Начнём с метода мозгового штурма, следующей техникой будет метод Уолта Диснея. Заметьте, что в дополнение к синонимам техник я добавил их аналоги.
Описание техники мозгового штурма
название: «метод мозгового штурма»;
синонимы: «мозговая атака», «экспертный метод поиска идей», «эвристический алгоритм»;
аналоги: «метод Уолта Диснея», «шляпы Эдварда де Боно», «метод синектики»;
положенный в основу принцип: систематизированный поиск решения на основе знаний и опыта нескольких экспертов;
достоинства: эффективен для поиска оригинальных идей;
недостатки: для продуктивной работы требуется группа экспертов более 3 человек;
классический пример: передача «Что? Где? Когда?» на Первом Российском канале — наглядная демонстрация использования метода мозгового штурма в действии; другой пример — техника пользуется спросом в рекламном бизнесе, откуда она родом (изобретателем мозгового штурма считается Алекс Осборн, сотрудник рекламного агентства BBD&O), поэтому, любая известная реклама с большой долей вероятности может быть примером использования техники;
применение: в силу своей специфики, техника подходит для случаев, где предполагается большое количество вариантов решения и есть возможность коллективной постановки задач, причём ставка делается на экспертные мнения участников;
комментарий: для коллектива менее 4 человек либо индивидуально метод явно не подходит для решения задач в области графического дизайна; в подобных случаях есть смысл использовать метод Уолта Диснея.
Описание техники Уолта Диснея
название: «метод Уолта Диснея»;
синонимы: «стратегическая модель НЛП», «эвристический алгоритм»;
аналоги: «метод мозгового штурма», «шляпы Эдварда де Боно», «метод синектики»;
положенный в основу принцип: систематизированный ролевой поиск решения на основе знаний и опыта одного или нескольких экспертов;
достоинства: эффективен для поиска оригинальных идей;
недостатки: практикующие его индивидуально или в группе должны быть экспертами в своей области;
классический пример: создание мультфильма «Спящая красавица» («Sleeping Beauty», я взял его в качестве примера, т. к. мультфильм был самым кассовым в прокате в отличие от всех предыдущих, сделанных при жизни Уолта Диснея);
применение: техника подходит как для коллективной, так и для индивидуальной работы;
комментарий: для овладения техникой обязательно наличие воображения и очень желательна природная артистичность, так как без подобных способностей трудно представить себя в разных образах «мечтателя», «реалиста» и «критика» для плодотворной работы с идеями; сольное применение техники проигрывает перед групповым использованием: коллектив экспертов способен на большее количество качественных идей, да и разделение по ролям может быть естественным (по «призванию»).
«Бонусом» к публикации предлагаю видео-лекцию с Youtube-канала «ПостНаука» о мозговом штурме от кандидата психологических наук НИУ ВШЭ Сергея Яголковского:
Вторая часть публикации «Вдохновение по требованию» закончена. В следующей, третьей части мы обсудим, как пользоваться всеми озвученными выше знаниями на практике. Вы можете оценить эту публикацию и выразить своё отношение к творческим техникам (инструменты для голосования представлены ниже).