Вспомогательная сетка на экране камеры, размеченная по правилу «третей»

Вспомогательная сетка на экране камеры, размеченная по правилу «третей» — Cody Scott Milewski / Unsplash

С момента издания Александром Сергеевичем «Моцарта и Сальери» (в 1830 году) мы успели обзавестись электричеством «из розетки», компьютерами, интернетом, смартфонами и генеративными нейросетями. Нужно ли «поверять» алгеброй гармонию, вы можете спросить у «MidJourney». Или у «ChatGPT». Алгебра уже полвека как создаёт гармонию. Алгебра сейчас и есть гармония.

Но тема не о сути спора, а о свершившемся: как пользоваться алгеброй для создания гармонии. Даже без «нейронок» мы — художники, дизайнеры, фотографы и видеографы, т. е. люди визуальных искусств — пользуемся правилами «третей» и «золотого сечения». Де-факто — на уровне знаний теории композиции, более опытные — благодаря натренированной интуиции. Эти универсальные «законы» оформлены линиями в видоискателях фото- и видео-камер, помогая нам визуально грамотно построить кадр. В графических редакторах есть более расширенный набор инструментов. Известно шесть универсальных «правил» построения композиции по геометрическим пропорциям.

1. Центральная композиция

Композиция с разметкой по центру

Композиция с разметкой по центру — Jamie Street / Unsplash

Она же — композиция по центральным осям. Здесь, казалось бы, всё просто — ставишь главный объект в центр листа, холста или кадра и — вуаля. Эта очевидная схема встроена в нас природой «по заводским настройкам». Дети используют её без подготовки. Но даже в такой простой композиции возможны варианты и есть «пространство для манёвра»: размещая объект выше или ниже вертикального центра, мы меняем характер восприятия сюжета зрителем.

2. Композиция по правилу «третей»

Композиция с разметкой по правилу «третей»

Композиция с разметкой по правилу «третей» — NEOM / Unsplash

Правило является упрощённой версией одноимённой схемы, построенной по принципу «золотого сечения». Просто в качестве напоминания: метод рекомендует размещать ключевые точки композиции сцены в местах пересечения линий, либо по самим линиям, которые делят её на три равные части по вертикали и ещё на три — по горизонтали. Всего получается 9 одинаковых прямоугольников. Композиция с подобной «геометрией» считается более интересной и осмысленной (в сравнении с «центральной»), так как предполагает усложнённый сюжет.

3. Правило «третей» по «золотому сечению»

Композиция с разметкой по «золотому» правилу «третей»

Композиция с разметкой по «золотому» правилу «третей» — Harley-Davidson / Unsplash

Это упомянутое в предыдущем пункте правило, но композиция делится не на равные части, а с коэффициентом 1,618 или в соотношении 38% к 62%. Образуются 9 прямоугольников с разной площадью, самая маленькая из которых — в центральной части. Такая «геометрия» в некоторых случаях позволяет нам оставить больше свободного места («воздуха») вокруг главного сюжета.

4. Диагональная «развесовка» или «простая триангуляция»

Композиция с диагональной разметкой с прямоугольными треугольниками

Композиция с диагональной разметкой с прямоугольными треугольниками — Billetto Editorial / Unsplash

Основная прямая — диагональ из одного угла композиции в другой. Из оставшихся свободных углов строятся направляющие, перпендикулярные к ней. Точки пересечения всех линий служат ключевыми зонами композиции. Возможны две зеркальные схемы построения прямых.

Важное замечание: диагональные направляющие актуальны только для прямоугольных форматов композиций. В квадратном формате, либо близком к нему — по соотношению сторон — все линии сливаются в две угловые диагонали с одним общим центром.

5. Диагональная «триангуляция» по правилу «золотого сечения»

Композиция с диагональной разметкой по правилу «золотого сечения»

Композиция с диагональной разметкой по правилу «золотого сечения» — mohsen ameri / Unsplash

Всё то же самое, что и выше, только вспомогательные направляющие пересекают основную диагональ в точках, размеченных с коэффициентом «золотого сечения».

6. Правило спирали в пропорциях «золотого сечения»

Композиция, построенная по «золотой спирали»

Композиция, построенная по «золотой спирали» — Karina Vorozheeva / Unsplash

Самое «фильдеперсовое» правило из всех. Главную функцию в нём выполняет спираль, геометрически построенная по закону чисел / квадратов Фибоначчи — или того же «золотого сечения» («Золотая спираль»). Первая точка, из которой спираль исходит, является центром зоны фокуса внимания всей композиции. Далее изогнутая кривая спирали обрамляет собой разные элементы композиции и как бы подчиняет их направлению своего движения.

Встречаются также правила «кругов», «овалов», «треугольников», «квадратов» и прочих многоугольников, но все они менее универсальны, либо применяются в строгом соответствии с индивидуальной задумкой автора.

Направляющие в Photoshop

Направляющие в Photoshop — Фрагмент окна приложения

Направляющие в Photoshop — Фрагмент окна приложения

В Adobe Photoshop есть 5 «сеток» из этого набора геометрических правил. Они доступны при активации инструмента «Кадрирование» / «Crop Tool» (шаг 1). Дальше выбираем нужную схему с помощью кнопки «Сетка перекрытия» / «Overlay options» на верхней панели настроек (шаг 2).

Направляющие в Blender

Направляющие в Blender — Фрагмент окна приложения

Направляющие в Blender — Фрагмент окна приложения

В программе-комбайне Blender нет только «спирали». Надеюсь, она появится в новых версиях. Чтобы активировать «композиционные направляющие» («Composition Guides») в окне проекции камеры, нужно выполнить действия:

• сначала выделить саму камеру (шаг 1)

• затем в панели свойств «Properties» открыть вкладу «Object Data Properties» (с пиктограммой «Camera» — шаг 2)

• и далее в блоке «Viewport Display» (шаг 3) раскрыть группу «Composition Guides» (шаг 4) со списком всех направляющих

Фанатично пользоваться этими схемами никто не рекомендует, они — не «панацея». Я пользуюсь направляющими только для того, чтобы проверить композицию и немного её подправить. Прежде всего, я доверяю интуиции. Иногда создаваемый концепт вообще никак не ложится ни в одно «прокрустово ложе» правил. «Значит, — решаю я, — в этом конкретном случае моё творение переросло все эти схемы и они не в силах измерить глубину замысла!» Шучу, конечно же, это — самоирония :)

И ещё одна важная мысль: если уж мы решили проверить свою визуальную идею, то не нужно стараться уложить все элементы точно по линиям, а важные смысловые центры — строго в точках их пересечения. Они выполняют вспомогательную функцию ориентира, и не больше того. Наша задумка всегда первична, а правила — вторичны.

Подготавливая эту заметку для публикации, я нашёл занимательный ролик на платформе YT, который разъясняет принципы «золотого сечения» и «спирали Фибоначчи» более подробно — с математической точки зрения.

Пожалуйста, примите участие в опросе в конце публикации и оцените её с помощью рейтинга.

Спасибо за внимание.





Авторские права на изображения:

Cody Scott Milewski / Unsplash
Jamie Street / Unsplash
NEOM / Unsplash
Harley-Davidson / Unsplash
Billetto Editorial / Unsplash
mohsen ameri / Unsplash
Karina Vorozheeva / Unsplash





1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока нет оценок, Вы можете проголосовать)
Загрузка...

Загрузка ... Загрузка ...



Вы можете выразить своё мнение. Оставьте комментарий:

Нажимая кнопку «добавить комментарий» Вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных